Немного о больном  


ДИРЕКТОР ГРУППЫ статья Иосифа Пригожина
К сожалению многие в понятие директор группы вкладывают только продажу билетов, не влезая при этом в группу их не волнует что с ней и как она там поживает.

------------------------------------------

ИСТОКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ШОУ-БИЗНЕСА В РОССИИ
Всякий раз, когда я начинаю новое дело, оно сначала кажется мне обычным и простым. Но по мере углубления в него начинаешь видеть ЦЕЛЫЙ МИР, о существовании которого раньше не подозревал, не представлял его масштабов.
Познавая музыкальный шоу-бизнес, я заметил, что моя любовь к искусству и бизнесу позволяет мне легко перемещаться между этими двумя мирами, находить между ними очевидную взаимосвязь. Поначалу мне показалось прекрасным и восхитительным служить искусству и коммерции. И главное, я был уверен, что это просто.
Однако потратив немало времени и усилий, я понял, что пытаться строить бизнес без понимания его законов, структуры, концепции, основ — дело весьма рискованное.
Именно практическая деятельность заставила меня понять: если хочешь работать в музыкальном бизнесе и зарабатывать деньги, необходимо досконально знать его, начиная с истоков.
Поэтому меня, прежде всего, интересовали вопросы: что собой представляет музыкальный шоу-
бизнес в России как явление? Есть ли он вообще? А если есть, то как он зародился? В чем его национальные особенности? Где его истоки?

ПЕРВЫЕ ШАГИ
Шоу-бизнес — искусство, чрезвычайно разнообразное, многоплановое и многожанровое. Но у каждого его жанра в отдельности, как и в любом другом виде искусства, есть свои исторические отправные пункты, есть история роста и эволюции, есть, наконец, свои «предки», незнание которых делает представителей этого искусства «Иванами, не помнящими родства», что, как известно, ни в малейшей степени не помогает развитию нового.
Многие теоретики и практики искусства отмечают, что не зная прошлого — невозможно понять подлинный смысл настоящего и целей будущего.

Первые сведения о музыкальных инструментах и исполнителях на них мы встречаем у византийского составителя исторических хроник Феофана, который писал, что в «583 году греки задержали трех славян, без всяких доспехов, «вооруженных» только гуслями».
Музыкальное начало в творчестве скоморохов нашло отражение в пословицах и поговорках, в которых отмечается народная самобытность, уровень их мастерства, их роль в жизни народа, типичнейшая особенность скоморошества — его связь с музыкой.

Скоморохи — певцы, древнейшие представители русской поэзии, откликавшиеся в своих песнях на крупнейшие события народной жизни, и скоморохи-глумотворцы, исполнители глумов, то есть юмористических или сатирических сценок, в особенности должны привлечь наше внимание, поскольку в их творческой деятельности заключались элементы публицистики, юмора и сатиры, родственные природе эстрадных жанров современного шоу-бизнеса.
Одной из крупнейших концертных площадок явился вокзал в Павловске. Репертуар его состоял из дивертисментов, смешанных эстрадных концертов и вечеров современной танцевальной музыки. В большинстве программ выступали военные духовые оркестры, а позднее оркестры бальной музыки.
В Москве был популярен летний открытый эстрадный театр в Нескучном саду. Репертуар первых эстрадных театров был очень пестрым. Наряду с выступлениями крупнейших европейских мастеров инструментальной и вокальной музыки здесь ставились дивертисменты, выступали ансамбли цыган, гастролировали иностранные иллюзионисты и т.д.

ПЕРВЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
В 1854 году Николай I утвердил «Правила, касательно учреждения различного рода публичных увеселений и простонародных забав в столицах», ставшие одним из первых государственных законодательных актов, регулировавших развитие эстрадно-концертного дела в России. Согласно этому документу, монопольное право на организацию концертов,
дивертисментов и иного рода эстрадных выступлений в Петербурге и Москве предоставлялось дирекции казенных театров. Это право могло быть ею уступлено отдельным предпринимателям. При этом на дирекцию казенных театров возлагалась официальная обязанность разрешать публичные представления, которые относились к числу эстрадных, и контролировать их репертуар. Это означало, что все эстрадные представления могли даваться в столицах исключительно с разрешения дирекции императорских театров, под ее ответственность и при условии отчисления четвертой части чистого сбора в доход дирекции.
«Правила» фактически были призваны поставить концертную деятельность артистов под строжайший контроль государственных структур, воспрепятствовать их бесконтрольному общению с широкой аудиторией. Понятно, что подобный законодательный акт не способствовал развитию эстрады. Свою лепту внесли и местные власти, толковавшие «Правила» исключительно в ограничительном духе. Так, частные представления в Петербурге и Москве могли даваться при строжайшем соблюдении следующих условий: они не должны являться драматическими, не сопровождаться разговорами на сцене или пением.
Этот документ сыграл отрицательную роль в дальнейшем развитии русской эстрады.

Но жизнь не стоит на месте. В Москве и Петербурге начинают возникать эстрадные театры «специфического направления», «эстрада кафешантана», делавшая ставку на изысканное и строгое развлечение, составляющее приправу к роскоши жизни. Здесь царит оригинальность, необычность и экстравагантность. Эстрадные номера требуют внешнего блеска в отделке при ничтожности содержания репертуара. Это направление стремится к откровенной фривольности, к пикантной эротике. Программу дивертисментов составляли песни и песенки эротического содержания, эксцентрические танцы, в том числе канкан, входивший тогда в моду. Попутно заметим, что подобные явления, к сожалению, не редкость и в современном шоу-бизнесе. Противостоять этой порочной моде могли только цыганские коллективы, быстро завоевавшие популярность. Цыганские песни и романсы привлекали неподготовленного слушателя своей доступностью, повышенной эмоциональностью, быстрой сменой настроений — от меланхолии до бурного разгульного веселья, экспрессивностью. Следует отметить, что своеобразие хорового и цыганского хорового пения привлекло внимание передовой русской интеллигенции — поэтов, писателей, художников, композиторов. Но к середине XIX столетия, слившись с городским романсом, цыганское пение вырождается в «цыганщину», которая становится неотъемлемой частью русской музыкальной эстрады.
В целом, эстрада к концу XIX века прочно встала на рельсы рыночных отношений.

СТАНОВЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В середине XIX века наряду с концертной начинает развиваться музыкально-издательская деятельность. Первые опыты музыкально-издательского дела в России были предприняты Московским печатным двором еще в середине XVII века. Однако они не получили продолжения. В середине XVIII века новую попытку в развитии музыкального издательства предпринимает типография Академии наук в Петербурге, выпускавшая ноты. Но только в середине XIX века музыкально-издательская деятельность получает широкое развитие. Происходит укрупнение музыкально-издательского дела. В 40-50-х годах Стелловеций скупает фирмы Снегирева, Гускалина и Деноткина. В 1869 году в Петербурге открылось крупное музыкальное издательство «В.В. Бессель и К?», выпустившее произведения А.Г. Рубинштейна, Ц. Кюи, П. Чайковского, М. Мусоргского, издававшее журналы «Музыкальный листок» (1822-1877 гг.) и «Музыкальное обозрение» (1885-1888 гг.). В 1875 году создается издательство Ю.Г. Уимерлесена. Особый интерес для нас представляет основание в 1885 году М.П. Беляевым музыкального издательства «М.П. Беляев в Лейпциге» с нотно-торговой базой в Петербурге (гравировка и печать осуществлялись в Лейпцигской нотопечатне Редера). Это первый прообраз внешнеэкономической деятельности современного шоу-бизнеса. Среди других издательств выделяется фирма Юргенсона, удешевившая издание нот, что оказало влияние на другие музыкальные издательства. Кроме дешевых томовых изданий классиков, ею были выпущены по доступным ценам клавиры популярной музыки и огромное количество педагогической литературы.

ПОЯВЛЕНИЕ ГРАМЗАПИСИ
В конце XIX века, в 1888 году немецким инженером Э. Берлинером был изобретен граммофон — аппарат для воспроизведения звука, записанного на граммофонную пластинку. Он же стал первым выплачивать гонорары артистам за произведенную запись. Именно этот год принято считать началом нового направления, которое займет в дальнейшем столь значительное место в современном шоу-бизнесе и музыкальной индустрии.
До изобретения граммофонной пластинки носителем механической записи звука был восковый валик, на поверхности которого по винтовой линии располагалась звуковая канавка, полученная выдавливанием. Этот способ был предложен Т. Эдисоном в 1877 году, то есть за десять лет до этого. Понятно, что произведенная таким образом запись выдерживала небольшое количество проигрываний и не поддавалась тиражированию.
В России первые граммофоны и пластинки появились в 1897 году, а в 1898 вышел в свет первый каталог музыкальных записей.

ИТОГ
К концу XIX столетия сложились три основных направления эстрадного искусства, и несмотря на специфику каждого из них, они развивались и росли в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Организация концертного дела, пережив стадию монополизма, перешла на путь рыночных отношений. Это особенно актуально сейчас, поскольку в становлении и развитии отечественного шоу-бизнеса мы можем использовать опыт и лучшие традиции прошлого.

XX ВЕК. СИНТЕЗ МОНОПОЛИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Начало XX века характеризуется бурным развитием музыкальной индустрии развлечений. Большую роль в развитии концертной деятельности сыграли Петербургское филармоническое общество, Московское филармоническое общество, Русское музыкальное общество, Кружок русской музыки, концертная музыкальная организация «Дом песни», просуществовавшая до 1918 года. Музыкальная эстрада в этот период находилась, в основном, в руках частной антрепризы.

НАЗАД К МОНОПОЛИИ
Кардинальные изменения в музыкальном искусстве произошли после революции 1917 года. Издательское дело переходит в руки государства (Декрет Совета народных комиссаров от 19 декабря 1918 года). В 1921 году нотные издательства и нотопечатни объединяются в единое нотное издательство, которое в 1922 году вошло в состав «Госиздата» на правах его музыкального сектора. В 1930 году музыкальный сектор реорганизуется в Государственное музыкальное издательство «Музгиз» с отделением в Ленинграде, ставшее крупнейшей музыкально-издательской фирмой. В эти же годы работает и ряд других музыкальных издательств, в частности, кооперативное «Тритрон» (1925-1935 гг.). Они выпускали ноты и книги по музыке. Эпизодическим выпуском нот занимается ряд общественных организаций и ведомств: Московское общество драматических писателей и композиторов (МОПИК, 1917-1930 гг.), Всесоюзное управление по охране авторских прав. В 1939 году при Союзе композиторов создан Музыкальный фонд СССР, в задачи которого входило издание произведений советских композиторов. В 1964 году «Музгиз» и «Советский композитор» объединились в одно издательство «Музыка», но в 1967 году они снова разделяются. Этими издательствами выпускаются журналы «Советская музыка» и «Музыкальная жизнь».

ИНДУСТРИЯ ГРАМЗАПИСИ
До революции в России насчитывалось шесть фабрик, выпускавших 20 миллионов штук грампластинок в год; кроме того, 5-6 миллионов производилось по импортным матрицам. Большинство фабрик были основаны на личном русском капитале — «Товарищество Ребиков и К?» и другие. Однако в это же время рынок сталкивается и с первыми негативными явлениями в музыкальной индустрии, характерными и для современного шоу-бизнеса. Появились первые пиратские пластинки, производством которых занималась компания «Неографон» и петербургский филиал американской фирмы «Мелодифон». Дальше всех пошел предприниматель Д. Финкельштейн — его товарищество «Орфенон» производило исключительно пиратские пластинки.

В 1967 году производство грампластинок претерпевает период резких перемен. Эта отрасль была национализирована. А одной из первых грампластинок, выпущенных в свет при советской власти, стала запись речи В.И. Ленина «Обращение к Красной Армии». В 1919-1920 гг. отдел «Центропечати» «Советская пластинка» выпустил более 500 тысяч граммофонных дисков. Это были преимущественно речевые записи — выступления видных партийных и общественных деятелей. В 20-е годы было возобновлено производство на старых предприятиях, а в 30-е годы начинает работу Всесоюзный дом звукозаписи в Москве. В 1957 была основана всесоюзная студия грамзаписи. В 1964 году была создана Всесоюзная фирма «Мелодия», объединившая отечественные заводы, дома и студии грамзаписи и ставшая на многие годы монополистом в звукозаписи.

КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Организация и руководство всей отраслью перешли в руки государства, что оказало большое влияние на идеологическую направленность творчества исполнителей. Особенно это стало заметно в области эстрадного искусства. Были созданы специальные государственные учреждения, которые занимались организацией концертной деятельности артистов всех жанров, в том числе и эстрады.
В эту систему под эгидой министерства культуры входили «Госконцерт», «Союзконцерт», «Росконцерт», республиканские, областные и городские филармонии, концертные объединения, осуществлявшие руководство всей сложнейшей концертной жизнью в нашей стране. Понятно, что вся эта разветвленная структура опиралась в своей работе на принципы крайней централизации, заложенные коммунистической партией в основу всей структуры советского государства. Свободное предпринимательство каралось законом как нелегальная деятельность. Вместе с тем нужно отметить, что в этот период на первое место выдвигается музыкально-просветительская и культурная работа.
Концерты проходят не только в концертных залах больших городов, но и в небольших клубах, домах культуры, в цехах заводов, фабрик, в совхозах, колхозах, в красных уголках и на фермах. При этом оплата артистам проводилась по строго установленным тарифам — от 4,5 до 11,5 рублей за концерт.
С возникновением рыночной экономики на официальной эстраде начинают развиваться альтернативные направления. Появляются проблемы. Связанные с реорганизацией этой деятельности. Мне кажется, что сформировалось главное противоречие: между личным характером таланта и практикой присвоения государством его труда. Ведь право платить исполнителю от спроса ранее отсутствовало. Появление многочисленных фирм и компаний, работающих в музыкальной эстраде, стало объективным ответом нового времени на возросший интерес как потребителей, так и предпринимателей к эстраде в целом и ее направлениям. А результат этого процесса очевиден. Только в Москве в настоящее время функционирует свыше семидесяти государственных и частных ассоциаций, фирм, к


Начало
НАЧНИТЕ С КОНТРАКТА
С каждым артистом у компании должны быть хорошие партнерские отношения. Так, заключая контракт, всегда обговаривайте систему «роялти», то есть процент. Компания брала на себя определенные расходы: съемки клипа, запись в студии, гонорар аранжировщикам, режиссерам, операторам... После возврата расходной части и 15% коммерческого риска, оплаты в РАО от 4 до 8% налогов, автоматически выплачивались «роялти» — от 15 до 50%. И выгодные условия оплаты для артистов очевидны.

ПОДБОР КОМАНДЫ
Труд каждого артиста, менеджера, продюсера имеет определенную стоимость, поэтому первой задачей явилось создание уверенности исполнителя в том, что со своим предложением он обращается к профессионалам. Вторая задача заключалась в том, чтобы ясно и доступно сформулировать цель, четко разработать функциональную цепочку, правильно выстроить межличностные отношения. Для группы минимальны три основные вещи:
• Необходимо чтобы группа была творческой.
• Необходимо наличие способностей и наличие лидера
• Лидер не всегда является руководителем группы


ФУНКЦИИ ПРОДЮСЕРА В АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СФЕРЕ
РАЗРАБОТКА ДОГОВОРОВ, ЗАКЛЮЧАЕМЫХ НА СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА:
— договоры на создание и использование аудиовизуальных произведений;
— договоры между продюсером и инвесторами — автором сценария, режиссером, композитором;
— договор между продюсером и авторами отдельных произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение — с авторами ранее созданных произведений, с членами творческого состава съемочной группы;
— договор с исполнителями;
— договор с обладателями прав на охраняемое произведение и иные материалы, используемые для создания аудиовизуального произведения;
— договор о привлечении финансовых средств;
— договор между сопродюсерами.

РАЗРАБОТКА ДОГОВОРОВ, ЗАКЛЮЧАЕМЫХ НА СТАДИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
— договоры между продюсером и дистрибьютором;
— договор между продюсером и телевещательными организациями;
— договор между продюсером и изготовителями и распространителями видеоносителей и запись аудиовизуального произведения.

Необходимо так же уметь грамотно управлять своим коллективом.
принципы управления:
• необходимо разделение труда. Возможность сосредоточения на узкой цели. Максимально использовать свои способности.
• Определить полномочия и ответственность. Отдавать приказы ниже стоящим организациям. Подчиняться приказам.
• Дисциплина строгое выполнение приказов и наставлений руководства
• Единоначалие. Слушать одного руководителя
• Единство направлений. Каждая группа должна иметь одну цель.
• Подчинённость личных интересов общим.
• Вознаграждение персонала
• Централизация организации, сосредоточение власти и ресурсов в одних руках.
• Децентрализация
• Скалярная цепь от подчинённого к начальнику.
• Передача точных команд
• Справедливость
• Стабильность должностей персонала
• Поощрение
• Корпоративность

В принципе начинающей группе всю роль продюсера может брать на себя лидер группы так все участники доверяют ему и уважают.


Основные воздействия на группу:
• Помогайте каждому в его самооценке
• Начинайте с небольших изменений в группе.
• Не отступайте от сказанного
• Вознаграждайте людей за их движение вперёд
• Добивайтесь согласования в целях группы
• Старайтесь видеть потенциальные опасности в группе.

Часто создаются специфические проблемы
• Недостаточная поддержка друг друга
• Не скоординированные действия членов группы
• Коммуникационная перегрузка
• Не достаточный анализ в действиях группы.
• Для развития группы необходимо иметь изобретательность.
• Необходимо применить идеи новаторства даже если существуют идеи риска.
После преодоления всех проблем и разногласий начинается основная деятельность всех музыкантов.


Итог
КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Команда создана. Вы приступаете к реализации проектов. С чего начинать? Прежде всего, необходимо учитывать специфику продюсерской деятельности в различных сферах шоу-бизнеса. Каждая сфера требует своих методов и приемов, своей стратегии и тактики в осуществлении проекта. От характера и специфики зависит определение функций КАЖДОГО члена команды, распределение ответственности за каждый участок предстоящего труда. В умении грамотно организовать деятельность команды, управлять ею на каждой стадии реализации проекта заключается талант продюсера, его творчество.


АРТИСТ И ПУБЛИКА
В чем БЕДА многих артистов и продюсеров? — Погоня за модой. Это как в одежде — многие люди носят одежду от лучших кутюрье, хотя им это не подходит. Так же и артисты — порой не учитывают возрастной категории публики и своего стиля.

БЕЗ ЧЕГО НЕЛЬЗЯ СДЕЛАТЬ КОНЦЕРТ!
БЕЗ АФИШ, БЕЗ РЕКЛАМЫ НА РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИИ, БЕЗ РЕПЕТИЦИЙ, БЕЗ ПОЛНОГО ЗАЛА. Но, прежде всего, нужен ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МАТЕРИАЛ. Прежде чем продюсер будет развивать проект, он должен знать творчество и аудиторию артиста. Зачастую возникают разногласия между продюсерами и радио и телевидением, продюсеру приходится просить за артиста, доказывать, что он талантлив, и что его материал качественный. Опасность возникает, когда у артиста нет мыслей или идей. Приходится придумывать ему имидж и подбирать репертуар.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ МОЛОДЫМ ПРОДЮСЕРАМ
ЛУЧШЕ БОЛЬШЕ СЭКОНОМИТЬ, ЧЕМ БОЛЬШЕ ЗАРАБОТАТЬ. Эти слова на первый взгляд выглядят парадоксально. Но это на первый взгляд. Положить в карман лишний заработанный рубль дороже, чем положить сэкономленный рубль. Почему так? С каждого рубля вы должны платить менеджеру и агенту, адвокату (если последние двое на процентах). Это значит, что себе в карман вы положите только 65 или 70 копеек. Если же вы сэкономите рубль, он ваш, поскольку профессионалам вы уже заплатили. Поэтому лучше меньше тратить на себя во время тура.
НЕ НАНИМАЙТЕ большой концертный персонал, привлекайте только тех, кто нужен.
СЦЕНА, АКУСТИКА, ОСВЕЩЕНИЕ должны соответствовать уровню вашего шоу, иначе вы обманете ожидания публики, поскольку без этого ВАШЕ ШОУ полноценно

http://www.finamour2.narod.ru


Ccылки на другие страницы, посвященные этому кумиру
Познакомься с народом
Напишите finamour
Homepage


 
Hosted by uCoz